Инклюзивное образование

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями.

Основа инклюзивного образования — исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

«Инклюзия» в переводе с англ. языка inclusive-означает «включенность», с франц. языка inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю, общим словом — включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях.

Инклюзия (включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Инклюзия — формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

ФГОС дошкольного образования впервые устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

МДОУ «Детский сад № 117» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Исходя из возможностей МДОУ, для детей c ОВЗ и детей-инвалидов созданы следующие условия:

— для детей с ОВЗ, посещающих группы общеразвивающей направленности, на основании рекомендаций ПМПК МОУ Центра «ПМСС» консилиумом МДОУ разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа сопровождения на учебный год с учётом диагноза и динамики развития ребёнка;

— для детей-инвалидов разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка-инвалида, реализуемый в МДОУ на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемой Федеральными Государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Освоение образовательных программ предусматривает очную форму образования. Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Освоение образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды могут быть интегрированы в группы общеразвивающей направленности и получать помощь и поддержку всех специалистов МДОУ.

Доступность здания МДОУ «Детский сад № 117» для детей с ОВЗ и детей – инвалидов полностью обеспечена Паспорт Доступности.

В ДОУ созданы условия для питания детей с ОВЗ и отдельных групп инвалидов.

Условия охраны здоровья воспитанников — инвалидов и детей с ОВЗ:

— проведение инструктажа для всех сотрудников ДОУ по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которые они предоставляются (1 раз в год);

— проведение инструктажа для сотрудников ДОУ по охране жизни и здоровья детей (2 раза в год);

— наличие в ДОУ медицинского кабинета, кабинетов психолога и логопеда;

— повышения квалификации педагогов по вопросам создания образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДОУ путем посещения курсов повышения квалификации, семинаров, конференций и др.;

— коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ организуется педагогом-психологом МДОУ в индивидуальной форме. При проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются возрастные психофизиологические особенности, отраженные в санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждениях.

Основные методы коррекционных воздействий:

  • игровая терапия: подвижные, познавательные, словесные, пальчиковые игры;
  • психогимнастика, нейродинамическая гимнастика;
  • арт-терапия: работа с красками, карандашами, песком;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные упражнения и пр.

Одним из условий успешности образовательного процесса является включение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей (законных представителей) могут быть индивидуальные беседы, консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если родители постоянно подменяют действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Особенности ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

Рекомендации педагога-психолога родителям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:

• Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

• Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

• Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

• Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. v Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

• Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

• Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

• Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».