Версия для слабовидящих

Профессиональный стандарт

С 1 января 2017 в силу вступает новый профессиональный стандарт педагога, в соответствии с которым и будут предъявляться теперь требования ко всем соискателям на должность педагогического работника. Новый стандарт установлен Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N544н (ред. от 05.08.2016) и носит название «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).

Как видно из реквизитов данного документа, разрабатываться он стал достаточно давно – еще в 2013 году. Начиная с этого момента, шло не только правовое закрепление тех или иных требований к педагогам на бумаге, но и параллельное применение этих требований на практике. Подобная апробация проводилась в тестовом режиме в некоторых регионах страны, и, по мнению разработчиков стандарта, показала хорошие результаты. Основывались данные выводы на итогах экзаменов и олимпиад, а так же на мнении, высказанном самими педагогами.

Суть нового стандарта сводится к тому,  что теперь к педагогам и воспитателям будут предъявляться повышенные требования, охватывающие практически все стороны деятельности педагога:

  • непосредственно к самой преподавательской деятельности (учитель должен в полной мере владеть своим предметом, быть на 100% компетентным, использовать в работе последние методические разработки). Кроме того, стандарт четко описывает конкретные трудовые действия педагога, в зависимости от преподаваемого предмета
  • к смежным навыкам, например, психолога и дефектолога, а так же к умению работать с одаренными детьми
  • к способностям уметь заинтересовать ученика как своим предметом, так и образовательным процессом в целом; а так же к умению донести содержание своего предмета до учащегося

Оцениваться будет и  морально-нравственный облик учителя, и его внешний вид.

Разработанный стандарт должны будут применять руководители учебных и воспитательных учреждений, принимающие на работу сотрудников. Именно на основании соответствия соискателя на должность учителя требованиям стандарта, руководством организации и может быть принято решение о его принятии на работу. Кроме того, критерии, указанные в стандарте, будут служить ориентиром на протяжении всей деятельности педагога, на который он должен равняться и которому должен соответствовать.

Как и прежде, учителя должны будут проходить квалификационные проверки, теперь уже, на основании указанного стандарта. По результатам аттестации, будет присваиваться квалификационная категория. В стандарте содержится пять видов квалификаций, каждая из которых предъявляет свои требования к навыкам и умениям учителя.

Для каждого направления педагогический деятельности разработаны свои собственные требования, и их набор может варьироваться в зависимости от области, в которой работает учитель.

Кроме того, преподаватели должны освоить и уметь применять на практике навыки инклюзивного образования – т.е. совместного обучения с детьми с ограниченными возможностями. Знать и использовать в своей деятельности принципы тьюторского обучения (обучения по методу «наставника»). Одним словом, требования к педагогическим работникам существенно расширились.

Среди плюсов, которые, по мнению разработчиков стандарта, должно повлечь его применение на практике, называется повышение качества образования и увеличение ответственности педагогов за результат работы, а так же повышение (безусловно, в зависимости от квалификации) заработной платы воспитателей. Будут ли иметь место в реальности эти положительные моменты – пока неизвестно, ведь с указанным стандартом педагогические работники только начали знакомиться с первого января.

Реестр профессиональных стандартов profstandart.rosmintrud.ru

Нормативно — правовая база

Трудовой кодекс Российской Федерации

— статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

— статья 57. Содержание трудового договора

— статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

— статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

— статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

— статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

— пункт 2 часть 5 статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970)

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 295).

Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1245 (ред. от 29.06.2015) «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136″

Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 N 632 (ред. от 25.11.2016) «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355»

Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

— от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта» (с изменениями от 29 сентября 2014 г. № 665н)

— от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов»

— от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»

— от 30 сентября 2014 г. № 671н «Об утверждении методических рекомендаций по организации» профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов»

— от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)»

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»).

Письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»)

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н ««Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 1115 н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (введение профстандартов с 01.01.2017).

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций»

Информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. N 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов»

Письмо Минобрнауки России N 08-415, Общероссийского Профсоюза образования N 124 от 23.03.2015 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (вместе с «Разъяснениями по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»)