Версия для слабовидящих

Адаптация к детскому саду

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь все меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • необходимость постоянного контакта со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации. В это время почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

  1. Эмоции.В первые дни пребывания в детском саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья «за компанию» до постоянного приступообразного плача. Дольше всех сохраняется хныканье, с помощью которого ребенок стремится выразить протест против расставания с родными. Особенно яркими становятся проявления страха (малыш явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда он вырывается, не давая себя раздеть, и даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции («замороженность», «заторможенность», эмоций как будто нет вообще). Поначалу ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если он и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании ребенок может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация проходит плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
  2. Контакты со сверстниками и воспитателем.У ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Лучше всего в этом возрасте им удаются такие «игры», как совместный визг, беготня, повторение друг за другом стереотипных действий. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не общается с другими детьми. Об успешной адаптации можно судить по тому, что малыш все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Он начинает осваивать пространство группы, играть с игрушками. Общение с другими детьми, однако, может не проявляться еще долго, и это норма для малышей до 3 лет.
  3. Познавательная активность.Первое время познавательная активность бывает снижена или и вовсе отсутствует на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. Постепенно «вылазки» к игрушкам и другим ребятам станут более частыми и смелыми. В процессе успешной адаптации ребенок начинает интересоваться происходящим, задавать вопросы воспитателю.
  4. Навыки.Под влиянием новых внешних воздействий малыш может на короткое время«растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т. д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы с удивлением и радостью замечаете новые достижения.
  5. Особенности речи.У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
  6. Двигательная активность.Она редко сохраняется прежней. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
  7. Сон.Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать («Ванька-Встанька») или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
  8. Аппетит.Поначалу может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Нормальной считается даже небольшая потеря веса.Хороший признак – восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать. Вес к концу адаптационного периода восстанавливается и затем только повышается.
  9. Здоровье.Снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок заболевает в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Однако болезнь, как правило, протекает без осложнений.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реакции ребенка исчезнут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит 3–4 недели, а то и растягивается на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

 

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома благоприятную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

  1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике, даже в том случае, если вам что-то не понравилось. У ребёнка необходимо формировать позитивное отношение к группе и детскому саду. Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные педагоги там работают.
  2. В выходные дни не меняйте режим дня.Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться». Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложится вечером.
  3. Не отучайте малыша от «дурных» привычек(например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  4. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку.Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!
  5. Будьте терпимее к капризам.Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное.
  6. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в детский сад, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком.Ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не дойдете до этого момента. Собственно, цель в том и заключается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
  7. Облегчите режим. Если вы видите, что ребенку сложно, он стал еще более капризным, скорректируйте режим. Например, забирайте по возможности пораньше, лучше сразу после полдника.

 

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно.Проявляйте дружелюбную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – при раздевании. Говорите не слишком громко, но уверенно, озвучивая все, что вы делаете.
  2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого (чаще всего маму) никак не может отпустить от себя, продолжая переживать и после ухода. А вот забирает лучше пусть тот, с кем эмоциональная связь сильнее!
  3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда(после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  4. У вас должен быть свой ритуал прощания(например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчетесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

 

Родители: «5» за отношение!

Наверно, никто не поспорит с тем, насколько важен контакт между людьми.

Вежливость – основа конструктивного общения.Странно, но некоторые родители не считают нужным ни здороваться, ни прощаться с воспитателем, хотя употребление «волшебных» слов – это основа культурного общения, которой учат еще в детстве. К сожалению, проблема невежливости, а иногда и грубости родителей не так уж редка. Помните, что вы – пример для малыша. Не забывайте в общении с воспитателем улыбаться, быть приветливыми, говорить «спасибо», «пожалуйста», а в пятницу вечером желать приятных выходных.

— Выполняйте требования.В детском саду есть ряд требований для родителей, которые стоит выполнять:

  • вещи малыша должны быть опрятными и подходящими по размеру. Ребенок может запачкаться, и это процесс естественный, особенно для малышей раннего возраста. Поэтому следите, чтобы в шкафчике всегда был запас одежды на «непредвиденный» случай;
  • если что-то должно быть куплено и принесено, то это нужно сделать своевременно,например: физкультурная форма, чешки, краски, кисточки, альбом и другие предметы для творчества. Если у ребенка нет необходимого, это вносит напряжение в работу воспитателя. Подумайте и о своем ребенке: ему обидно, что у всех есть, а у него – нет;
  • плата за присмотр и уход за ребёнком в детском саду должна быть внесена своевременно и в полном объеме

если ребенок заболел, нужно позвонить и предупредить.

— Проявляйте интерес к жизни ребенка в детском саду.Родители, интересующиеся своими детьми, сами спрашивают у воспитателя, как ребенок ведет себя, как занимается, какие трудности и успехи у него есть. К таким родителям воспитатели относятся с особенным уважением, что отражается и в общении с детьми.

— Проявляйте интерес к делам группы.Воспитатели очень ценят родителей, готовых помочь садику. И речь идет не только о материальной помощи. Помочь украсить группу к празднику, починить игрушки, книжки, поучаствовать в конкурсе, смастерить поделку – в этих и других делах помощь родителей всегда имеет особую ценность. И мамы, и папы, готовые помочь, пользуются у воспитателя особенным уважением.

Итак, родители сами должны предпринять усилия, чтобы подготовить базу для бесконфликтного общения. Если вы невежливы, не исполняете разумные требования, не поддерживаете авторитет, не интересуетесь ребенком и делами группы, то можете ли вы рассчитывать на ответное уважительное отношение? Скорее всего, нет. Старайтесь придерживаться данных рекомендаций, быть доброжелательнее, и многих проблем можно будет избежать.

 

Ошибки, которые не стоит допускать

Иногда родители совершают ошибки, приводящие к тому, что ребенок начинает бояться идти в детский сад.Чего же делать нельзя?

  1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу.Нужно исключить все высказывания типа: «Бедненький, в садик тебе придется идти!», «Как же ты в садике без мамы?» Не говорите это сами и не позволяйте «доброхотам» говорить такое малышу. Также не обсуждайте тему того, как вы встревожены, со своими подругами при ребенке. Даже если он не понимает всех фраз, он способен выделять ключевые слова «детский сад», «воспитатель» и связывать их с вашим встревоженным выражением лица. И у него может закрепиться уверенность: детский сад – это плохо и опасно.
  2. Нельзя пугать детским садом.«Вот пойдешь в садик, там тебе покажут, как не слушаться!», «Не будешь хорошо себя вести, отдам в садик, пусть тебя там воспитывают!», «В садике воспитатель тебе ремня даст за такое поведение!» Родители применяют такие фразы в качестве «воспитательной» меры: напугаешь, он и слушаться будет лучше. О таких родителях можно сказать: «Не ведают, что творят». Да, возможно, в этой ситуации ребенок и послушался. Но вред нанесен ему долговременный! Теперь ребенок твердо знает: садик – это опасное место, где его буду ругать, наказывать, а может, и бить. Захочет ли он туда пойти?
  3. Нельзя обманывать ребенка,говоря, что вы «заберете его пораньше», если не предполагаете этого делать. Пусть лучше знает, что мама придет не скоро, чем потеряет к вам доверие.

 

В добрый путь!